* Перевод Юлии Лоринг.
= GOLDIE & THE GINGERBREADS = 1963-1967 =
Представьте на миг, что мы перенеслись назад в прошлое на машине времени, и сейчас 16 июня 1963 года. Валентина Терешкова из Советского Союза стала первой женщиной в космосе, в крошечном корабле Восток-6 она оторвалась от Земли и в следующие три дня облетит её 45 раз. Соединенные Штаты продолжают гонку вооружений и борьбу за космос, но им уже не приходит в голову посылать женщин в безвоздушное пространство... еще 20 лет, до июня 1983, когда доктор Салли Райд будет бортинженером на борту седьмой миссии шаттла...
Это был очень различный и противоречивый мир... сорок лет назад... представили? Несмотря на узаконенное равноправие полов, в Америке и многих других странах социальные нормы окончательно определили место женщины на Земле - ей предписывалось лишь выходить замуж, рожать детей и содержать семью. Но неожиданно для всех, наперекор общепринятым принципам и установленным порядкам, четверо молодых девушек восстают против общественного мнения, решают не оправдывать "социальных ожиданий" и создают рок-группу
Goldie and the Gingerbreads. Этой группе суждено было войти в историю рок-музыки как первой полностью женской команде, которой удалось выпустить свой диск на лучшей в то время студии грамзаписи. И в этом плане Goldie and the Gingerbreads совершили прорыв в истории, не меньший, чем упомянутый Валентиной Терешковой.
В 1963 рок-н-ролл еще слишком часто называли "музыкой черных", поскольку форма и манера выступления еще близко связывалась с её корнями в ритм-энд-блюзе, и невольно ассоциировалась с пионерами того времени, такими как Little Richard, Chuck Berry and Big Mama Thorton. Сама музыка хотя и была принята белой культурой, но стала синонимом бунта, восстания, не принятия общественных норм и морали, что конечно вызывало обеспокоенность родителей и заинтересованность (граничащую с неописуемым восторгом) детей. Сотни юных музыкантов в Америке и Великобритании создавали рок-группы, пытаясь подражать "черному звуку".
Власть в мире рок-н-ролла была распределена совсем иначе, чем сегодня.
(на мой взгляд - и сегодня мало что изменилось - Прим. переводчика).
Музыканты были собственностью их менеджеров, и те управляли каждым аспектом их жизни, следили за каждым шагом "своей собственности", решали за них все - от того, как им выглядеть и какой имидж носить, до - куда и когда отправляться в концертный тур. ВСЕ решения принимались менеджером. Самое понятие свободной и независимой рок-группы, пишущей свою собственную музыку, исполняющей собственный материал и лично решающей все вопросы с имиджем, концертными турами и т.д. появилось лишь годы спустя, и даже тогда ограничило чрезвычайно успешным творчеством групп типа Битлз. Казалось - если у них все так хорошо, то зачем придумывать что-то новое, искать какие-то свои пути?
Само собой в мире музыки тогда доминировали и правили мужчины. Даже успешные композиторы и поэтэссы-женщины (такие как Carole King и Ellie Greenwich) были лишь исключениями к правилу, смотрелись белыми воронами на общем фоне. И тем не менее, фактически вся промышленность музыки была ориентирована на женщин и девушек. Сейчас кажется невероятным, но в 1963, приблизительно семьдесят пять процентов музыкальной аудитории составляли женщины - именно они раскупали альбомы и посещали концерты, любая выпускающая компания старалась привлечь к себе внимания и завоевать девушек-подростоков. Ну, а в результате, конечно, не могли не появится женские музыкальные коллективы.
Однако следует оговориться - женские группы в течение десятилетий использовались лишь как жанр коммерческой музыки, они были обыкновенными машинами для зарабатывания денег, и, разумеется, ничего нового не могли принести в мир музыкальной культуры. Все они работали по одной схеме, изначально показавшей свою популярность - девушка-вокал (одна или несколько) и мужчины-музыканты на заднем плане. В качестве примера могу привести наиболее легендарную тогда Дайану Росс, которая 12 раз за пятилетний период поднималась на первую ступень мирового хит-парада вместе с Supremes (по версии журнала Billboard Magazine), и еще шесть раз сольно. Но даже тем обожествляемым и легендарным женщинам в то время никто бы не позавидовал (Если тебя собираются вознести на алтарь, сначала спроси - в качестве кого: божества или жертвы? - Прим. переводчика.)
Женские группы, как бы великолепны они не были, не играли сами на своих выступлениях и в 99% не писали сами песен и не решали - что им играть. За них все решали другие, ни один продюсер-мужчина не мог доверить своей группе самой работать над своим репертуаром и имиджем. Практически не существовало в то время женских групп, создающих и представляющих публике свой материал.
Конечно, были и в 60-ые женские команды, которые пытались изменить это противоречие, были девушки, способные играть сами собственную музыку, но все они - с горсткой известных исключений - полностью игнорировались промышленностью музыки, или в лучшем случае рассматривались как нечто диковинное. Были несомненно сотни талантливых музыкантов-женщин и в США, и в других странах, которые никогда не имели аудиторию. Создавшие свои собственные музыкальные коллективы, девушки были вынуждены упорно работать над собой и ограничиваться случайными выступлениями в частных клубах, барах и других тесных и непривлекательных заведениях. Так было, пока не появились... Goldie & the Gingerbreads
(1963-1967)
Самой "Голди" в Goldie & the Gingerbreads была, конечно же, Женя Зелкович (Genya Zelkowitz) - молодая женщина, родившаяся в Польше во время второй мировой войны. Ей самой, её сестре и родителям удалось пережить войну, но большинство её родственников, включая двух братьев, не были настолько удачливы. Семейство иммигрировало в США в 1947, но боль по умершим членам семьи, воспоминания об ужасах войны еще часто будут преследовать Женю, не давая покоя на протяжении всей оставшейся жизни. Мать Жени начала называть свою дочь "Голди", когда семейство наконец обосновалось в Нью-Йорке, потому что прежнее её имя казалось ей слишком неамериканским.
Избегая традиционного устроенного брака, который был подготовлен для неё родителями, Голди покидает Нью-Йорк и перебирается в Калифорнию еще девушкой-подростком. Она нашла работу в небольшом модельном агентстве, но проработала там недолго. Однажды ночью она с подругами отправилась в ночной клуб Lollipop Lounge (Леденец на палочке), где в то время выступала местная doo-wop команда Escorts. Поощренная друзьями и конечно не совсем трезвая Голди взобралась на сцену, чтобы петь вместе с ними. Ричард Перри (Richard Perry), исполняющий бас-партии для для Escorts, был весьма впечатлен ее мощным и приятным вокалом и записал телефон девушки, чтобы встретиться с ней после выступления.
Голди призналась позже, что первоначально думала, будто бы интерес Перри имел куда более личную подоплеку, но на следующий день он позвонил ей и после встречи предложил войти в состав Escorts. (как мне говорили в детстве - художник, это мерзкий прохиндей, который, притворяясь соблазнителем, заманивает девушку к себе домой, раздевает ее, а потом - ...пишет ее маслом.- Прим.переводчика)
Голди была ошарашена, она действительно никогда не представляла себя в качестве вокала, но согласилась попробовать. Этой "пробе" суждено было стать началом карьеры, которая вскоре станет "законодателем мод" в мире музыке на долгие десятилетия.
Группа Escorts вскоре после этого становится знаменитой как Goldie & The Escorts. Вместе с ними Голди записала и выпустила 6 синглов. Однако все же это был не тот стиль музыки, который ей хотелось играть. "Я ненавидела это белое дерьмо",- усмехаясь Голди скажет в более позднем интервью. Однако, сотрудничество с Escorts позволило Голди стать известной в Канаде и на некоторых американских местных рынках. Но душа Голди все сильнее тянулась к рок-н-роллу. Однажды ночью после выступления Эскортов в Гринвичской Деревне, Голди и Ричард Перри пошли к близлежащему клубу, чтобы послушать друзей Перри - местную молодую группу. Ударником того оркестра оказалась Джинджер Бьянко (Ginger Bianco) - молодая талантливая девушка, урожденная Panebianco. Если даже в наш XXI век профессиональные девушки-барабаншицы встречаются не так часто, то представьте себе - как обстояло дело с ними в 1963-ем!
Конечно, их можно было пересчитать по пальцам одной руки, но Джинджер действительно была на редкость талантлива. Голди и Джинджер были представлены друг другу, быстро сдружились и с тех пор идея создания полностью женской рок-н-ролл команды начало быстро обретать форму.
Следующей к ним присоединяется Марго Крокитто (Margo Crocitto), чрезвычайно одаренная клавишница, которую им порекомендовали общие друзья. После краткого прослушивания (в последствии Голди скажет о нем: "Марго прошла на УРА, под звон труб и фанфар") их было уже трое. Новосозданная команда выбрала себе имя Goldie and the Gingerbreads и приступила к репетициям. Спустя всего несколько недель они дали свой первый камерный в нью-йоркском Peppermint Lounge (Зал Мяты), печально известном в последствии.
За 15 лет до того, как он стал Studio 54, the Peppermint Lounge (Зал Мяты) был просто небольшим увеселительным заведением. Только в 1961 он стал называться THE NYC HOTSPOT, домом группы The Twist, и первым символом последующего повального увлечения dance craze. "Домашней группой" в нем считалась New Jersey's own Joey Dee & the Starliters, чья песня "Peppermint Twist" была номер 1 в национальном хит-параде в течение 3 недель (начиная с 27-го января, 1962). Моряки и таксисты, налоговые бухгалтеры и рабочие танцевали рядом с аристократией и социальной элитой здесь в легендарном Зале Мяты на Западной 45-ой Улице. The Ronettes, известная женская группа тоже начинала с свое время здесь.
|
С тех пор у Goldie and the Gingerbreads не было проблем с клубными концертами. Но из все больше и больше тянуло к более серьезному творчеству, и они начинают создавать и исполнять собственные композиции. Как трио, они записали сингл для студии Scepter Records' Spokane
(диск назывался "Skinny Vinnie"), и на нем Голди выступает уже в качестве соавтора песен.
Goldie and the Gingerbreads хотели расширить собственное звучание, им явно не хватало гитариста. И однажды ночью после длинной изматывающей поездки они почти случайно попадают в Гринвичский Деревенский джаз-клуб, где встречаются с
Кэрол Макдоналд (Carol MacDonald) - гитаристкой и певицей, выступающей там. Кэрол выросла в Уилмингтоне, штат Делавэр, и начала играть в возрасте десяти лет. Незадолго до встречи с Goldie and the Gingerbreads ей предложили подписать контракт, но она с негодованием отказалась, когда поняла, что звукозаписывающая компания собиралась "сделать из меня второго Гора Лесли!" - так заявит потом Кэрол.
Поначалу Кэрол не вдохновилась новым проектом Goldie and the Gingerbreads и свою роль тут сыграло первое впечатление от увиденных будущих подружек по группе. Кэрол впоследствии описывала это так: "Я заканчиваю выступление и собираюсь уходить, все мысли только об одном - как бы быстрей доползти до кровати, и вот - передо мной эта группа основательно потрепанных женщин, явно только что после долгой поездки, измученных, уставших и грязных не меньше чем я... Поначалу я даже не поняла - чего они от меня хотят? Но выглядели они настолько дико..."
Кэрол предложили работу гитаристки, но она не дала согласия сначала, сказала, что ей нужно время подумать ...и вообще мысль об полностью женской рок-группе еще не укладывалась в ее голове.
Несколько недель спустя Кэрол зашла в клуб Wagon Wheel on 45th Street, чтобы посмотреть выступление Голди и остальных девушек. Она была поражена звучанием оркестра, и впоследствии вспоминала: "Я просто стояла там с открытым ртом и не могла произнести ни слова в немом восхищении!"
Во время перерыва в выступлении она подошла к Голди и... через несколько дней она заявит: "У меня такое чувство, что я была с ними всегда, что я знаю их всю жизнь, что мы постоянно были и будем вместе!" Таким образом Goldie and the Gingerbreads стали квартетом. А дальше события развивались уже очень быстро.
В июне 1964-го, Rolling Stones прибыли в Нью-Йорк для их первого концертного тура по Америке. Goldie and the Gingerbreads были наняты, как сейчас говорят, "на разогрев", будучи "случайно обнаруженным" Никки Хасламом во время их выступления в Wagon Wheel. Вся социальная элита Нью Йорк Сити была приглашена на это зрелище, и все жаждали грандиозного шоу. От Goldie and the Gingerbreads никто не ждал ничего.
Хорошо известный в будущем автор Tom Wolfe бывший там той ночью, так описывал это событие:
«Наконец они появляются, в своих обычных синих джинсах и драных рубашках, и зал встает, чтобы приветствовать их, и Мик Джагер чуть улыбается, наклонив голову, - он уже немного утомлен успехом, и идет вниз, где сотни людей жаждут услышать его, прикоснуться к нему. Goldie and the Gingerbreads находятся на другом конце сцены в полном электрическом "вооружении" - электрогитары, бас, барабаны, громкоговорители; так что в глазах немного рябит от их стального блеска. "Baby baby baby where did our love go",- музыка внезапно заполняет комнату и звучит словно в храме - мощно, призывно... Кэтрин Милинэр находится там в черном платье, и Baby Jane [Holzer] с её невероятной гривой... и все вокруг словно теряют ощущения пространства и времени, погружаясь в музыку, чувствуют себя там, с ними, на сцене. Каждый словно бы находится возле них, в сумерках, подпрыгивая в такт и сливаясь с музыкой. Целый
этаж студии вдруг начинает подпрыгивать вверх и вниз, подобно трамплину, некоторые люди боятся и бросаются к краю площадки, и стекла начинают вибрировать и стаканы на столиках тоже, но каждый продолжает подпрыгивать вверх и вниз и топать ногами, в то время как коричневое виски сглаживает все вокруг. Так много ударов, так много качающихся голов, невообразимый водоворот лиц, тел, и каждый чувствует себя частью этого огромного живого организма... и все это продолжается бесконечно... пока в 5 часов утра Голди не выдергивает шнур электрогитары и не начинает измученно пробираться сквозь обрывки билетов, битых стекол и валяющихся тел к выходу. Её уже больше ничего не интересует и она будет спать мертвым сном, когда свежие газеты будут трубить во все горло о "лучшем шоу года".»
Но той ночью был там и другой человек - Ahmet Ertegun, директор студии Atlantic Records. Он был буквально сражен, но не "роллингами". Сразу же после концерта он бросатся искать девушек и уже на следующей неделе лично подписывает контракт с Goldie and the Gingerbreads.
Студия Atlantic Records была основана в 1946 Ахметом Эртеганом и Эрбом Абрамсоном, и стала своеобразным пристанищем для тяжелого ритм-н-блюза и джаза. Список главных музыкантов, записывавшихся здесь, читается словно энциклопедия рок-н-ролла: LaVern Baker, Ivory Joe Hunter, Ray Charles, Clyde McPhatter. Джазовые арстисты были представлены такими именами как John Coltrane, Charlie Mingus, Ornette Coleman and the Modern Jazz Quartet.
Существенным отличием было то, что Goldie and the Gingerbreads не были обычной попсовой группой, поющей тоскливые песенки о школьных друзьях и мальчиках-подростках. Они исполняли рим-н-блюз в эмоционально-проникновенном стиле, который буквально сдувал зрителей. Когда они перебрались за Атлантику, то стали первой полностью женской командой с мировым именем. Кредит доверия их таланту в тот момент был выдан Ахметом Эртеганом, кто лично обвел его чернилами на бумаге.
Goldie & The Gingerbreads скоро снова пригласили играть Зале Мяты (Peppermint Lounge). Слава женской рок-группы быстро распространялась, и вскоре британский рок-коллектив Animals, вместе с их менеджером Майком Джеффрисом, сделал остановку в Америке, чтобы лично поприсутствовать на их выступлении. Они были потрясены звучанием Голди и её подруг. Ведущий вокалист Animals Эрик Бердон позже сказал: "Было настолько здорово слушать Голди, я просто влюбился в её голос... просто был ошеломлен и не мог поверить, что такой 'черный' звук мог быть произведен группой белых девушек!" Клавишник Алан Прайс позже признался, что Margo Crocitto была лучшим музыкантом, которого он знал. "Когда я слышал, как звучит её орган, я испытывал желание выйти и напиться, понимая, что мне далеко до нее", - будет говорить он впоследствии.
Спустя несколько недель песня Голди "Can't You Hear My
Heart Beat?" войдет десятку лучших Британского национального хит-парада в 1965 году.
Майк Джеффрис
(Mike Jeffries) становится менеджером группы и вскоре Goldie and the Gingerbreads надолго уезжают в Англию, где записывают свой хит "Can't You Hear My Heart Beat?", песня, которая была, в общем-то, исключением, не совсем соответствовала их стилю и больше тяготела к поп-музыке. Наверное, поэтому с ней связано столько интриг и закулисных технологий, приведших к весьма плачевным результатам. Началось все с ссоры между Майком Джеффрисом и его партнером, преуспевающим менеджером по имени Mickie Most, который заявил, что песня была "украдена с его стола" Джеффрисом, и настаивал, чтобы ее вернули ему для выпуска в США.
В США песня заняла второе место, но продержалась недолго, "спихнутая" Джимми Пэйджем и Джоном Полом Джонсоном. После чего о ней вообще заявили, что она вообще "не подходит по стилю" и удалили из рок-хитов. Для Goldie and the Gingerbreads, это было словно удар в лицо. По правде говоря, "Can't You Hear My Heart Beat" действительно не была их стилем и больше походила на поп-музыку, но после её успеха в Великобритании и весьма удачных концертных туров в Германии... Одним словом, девушки были весьма разочарованы.
Однако это не помешало им в течение двух лет весьма успешно гастролировать по Англии и Германии. К концу своего тура Goldie and the Gingerbreads были не менее известны, чем Rolling Stones, The Kinks, The Hollies, The Yardbirds и т.д Благодаря им появилось и получило развитие целое течение похожих групп в Англии, они надолго стали "завсегдатаями" большинства музыкальных программ на британском телевидении, включая такие популярные передачи, как "Ready Steady Go!" Также они организовали несколько своих собственных шоу в Лондоне и других местах
(Crazy Avenue, Flamingo).
В то время как в Великобритании Goldie and the Gingerbreads записали и выпустили несколько альбомов, в Америке вышло всего лишь несколько их синглов. Кстати, следует отметить, что Голди и её группа ни разу не была финансирована кем-либо со стороны, несмотря на свою выдающуюся популярность. Все синглы, выпущенные в США, принадлежали студии Atlantic Records' Atco imprint, которая
(как вы помните) в результате скандала и судебного разбирательства получила все права на выпуск записей группы в США. А руководители студии отнюдь не стремились распространять песни "враждебной" группы. Лишь огромный успех Голди заставил их все же выпустить в свет три её сингла.
Когда в конце 1966 года Goldie and the Gingerbreads возвращаются в США, оказалась, что сцена там изменилась кардинально. В качестве второго гитариста к ним присоединяется
Suzi Ghezzi, и группа начинает концертную деятельность. По-прежнему они еще могут собирать большие залы, но время упущено, многое поменялось и в ходу уже совсем другая музыка. В результате всего этого в ноябре 1967 Голди и остальные участники группы решают расстаться и официально заявить о закрытии Goldie and the Gingerbreads.
Расставшись с Goldie and the Gingerbreads Голди берет свое первоначальное имя - Genya в качестве сценического псевдонима. И выпускает еще несколько сольных альбомов к середине 70-х как Genya Ravan. О своем творчестве в Goldie and the Gingerbreads она впоследствии скажет: "Мы сделали все, что смогли. Теперь пришло время других..."
Кэрол Макдональд
(Carol MacDonald), Джинджер Бьянко
(Ginger Bianco), Марго Льюис
(Margo Lewis) и Сюзи Геззи
(Suzi Ghezzi), позже сформировали ядро новой группы
ISIS, которая выпустила три больших альбома в Великобритании. 26 января 2001, группа ISIS воссоединилась для грандиозного шоу-воспоминания в New York's Bottom Line.
В 1998, Голди и её группа получила самую престижную премию "Женщина в рок-музыке", в знак признания их заслуг перед всеми женщинами-музыкантками мира.