Потусовавшись по околомузыкальным форумам, обнаружил
неизбывность и неиссякаемость темы взаимоотношений клубов (имеются
в виду музыкальные клубы) и музыкантов. Очевидно, тема эта из разряда
"вечных", то есть доколе будут существовать клубные площадки
и независимые исполнители, добивающиеся ангажемента, проблемы выстраивания
правильных и корректных взаимоотношений и с той, и с другой стороны
будут возникать с фатальной неизбежностью. Поскольку последние годы
мне приходится работать одновременно и администратором рок-группы,
и арт-директором различных клубов, то, ввиду актуальности темы, хотел
бы проанализировать и обобщить собственный опыт и наблюдения.
Во взаимоотношениях клуба и музыканта важен баланс
интересов. Поскольку цели, которые ставит перед собой администрация
клуба и исполнитель частично совпадают, а частично расходятся. Напряженность
в финансовых и личных взаимоотношениях возникает, в первую очередь,
из-за недопонимания, из-за акцентирования противоречий, и, что самое
досадное, из-за мелких обид и случайных недоразумений. И наоборот,
когда у арт-директора и музыканта хватает ума и такта выстроить нормальные,
рабочие взаимоотношения (а это достигается путем компромиссов и с
той, и с другой стороны), то это самый верный путь к обоюдной выгоде
и успеху.
КАКИЕ ЦЕЛИ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ КЛУБ?
Клуб - это, в первую очередь, коммерческое предприятие, поэтому его
главная цель - получение прибыли. Никакого секрета не открою, если
скажу, что ОСНОВНУЮ прибыль клуб получает от торговли в баре и по
меню. Выручка от
продажи входных билетов, за очень-очень редким исключением, почти
целиком уходит на оплату гонораров. Поэтому обидно порой слышать,
когда гости ропщут на непомерно высокий вход - скажем, 500 рублей
на концерт Никольского или Сукачева. Это не администрация клуба такая
жадная, это исполнители так дорого стоят. Более того, приглашая дорогостоящий
бренд, клуб идет на определенный риск, что гарантия со входа не отобъется,
и поэтому клуб часто вынужден оплачивать работу музыканта из своей
"законной" выручки - с бара или кухни. С другой стороны,
клуб сознательно идет на такой риск, поскольку выступление известного,
раскрученного музыканта на площадке клуба - это еще и хорошая PR-овская
акция, положительно работающая на имидж предприятия. Арт-директор
при составлении концертной сетки идет по очень тонкой грани. С одной
стороны, нельзя переборщить с брендами, иначе можно ввергнуть клуб
в убытки. С другой стороны, ставя одних лишь малоизвестных исполнителей,
готовых играть за
вход, клуб столкнется со снижением посещаемости. Поэтому каждый клуб
решает эти вопросы в индивидуальном порядке.
Одни клубы, такие как "Апельсин", например, делают ставку
на бренды, проводят фестивали. Масштабные акции проходят в таком клубе
не чаще, чем 2-3 раза в месяц. Как говорится, "редко, но метко",
поскольку концерты сопровождаются хорошей рекламной кампанией и в
СМИ, и в наружке. Такую политику могут позволить себе "крутые"
клубы с альтернативными источниками дохода, скажем, имеющие хороший
ресторан или боулинг. Малоизвестным, начинающим музыкантам соваться
туда не имеет смысла. Другие клубы, как например, Р-Клуб, делают ставку
на скороспелые молодежные коллективы, и каждый день на сцене такого
клуба выступает целый пучок "пэтэушных" команд. Это вполне
оправданная и разумная политика, особенно если кроме звука и дешевого
пива клубу нечего больше предложить своим гостям. Музыкальные клубы
из разряда "крепких середнячков" ведут сбалансированную
музыкальную политику: 1-2 бренда в месяц, 3-4 надежные команды, на
концерты которых приходит стабильная группа поддержки, и еще 12-15
малоизвестных коллективов.
ЧЕГО ХОТЯТ МУЗЫКАНТЫ?
Абсолютное большинство желает играть свои нетленные музыкальные произведения
перед многочисленной аудиторией. 85% желают при этом еще и получать
божеский гонорар, что вполне законно и справедливо. С другой стороны,
75% коллективов не соответствуют ни по уровню игры, ни по коммерческой
привлекательности своим притязаниям и заявляемым гонорарам. И это
является основной причиной, почему предложения рок-групп наталкиваются
в клубах на игнорирование, вежливый отказ, в худшем случае - на хамство
со стороны администрации. Хамство ни в коей мере не оправдываю. Но
достача от некоторых не в меру амбициозных музыкальных гениев бывает
просто ужасающей. Ну, вот представьте себе такую ситуацию. Сидит управляющий
клубом дни и ночи на рабочем месте и решает массу текущих вопросов:
закупка продуктов и алкоголя, контроль производства, работа персонала,
водо- и энергоснабжение, вывоз мусора, ремонт вентиляции, стирка салфеток
и скатертей, инвентаризация склада, снятие остатков по кухне и бару
и так далее. Одновременно управляющий вынужден общаться с массой людей:
поставщиками, представителями торговой инспекции, инспекторами ОАТИ
и санэпидемнадзора, пожарными, милицией, арендодателями, рекламовзятелями,
распространителями всего и вся, чиновниками из управы и т.д. И вся
эта орава хищников хочет от управляющего одного - денег.
И тут управляющему под горячую руку поступает звонок. Очередной талантливый
гитарист, с нежной и ранимой душой, но без мозгов, заявляет администратору:
"мы всемирно известная группа "Веселые Тапки" и хотим
выступить в вашем
клубе всего за десять тысяч рублей". Велика вероятность, что
на музыканта нагавкают. И последний, весь такой несчастный и "солнцем
палимый", запускает на форумах волну говна, что ему де в том
клубе "нахамили". Он-то думал, что в клубе непрерывный карнавал,
пиво и девочки, а вот гнида-директор его на этот праздник жизни допускать
не хочет. Конечно, работодатель в России не может не быть сволочью.
Неспроста для общения с музыкантами клубы держат специально заточенных
людей - арт-менеджеров (или арт-директоров). Умный музыкант, в свою
очередь, никогда не будет общаться с Генеральным директором, управляющим,
начальником АХО, официантом или охранником. Ибо вопрос ангажемента
того или иного исполнителя решает только арт-директор. Это его прямая
обязанность, и за принятые решения арт-директор несет персональую
(иногда финансовую) ответственность. Очевидная вещь, но, к сожалению,
не для всех. Иные хитрожопые музыканты пытаются перескочить через
голову арт-менеджера, и пытаются во что бы то ни стало заручиться
поддержкой самого генерального директора, а самые ушлые выходят аж
на учредителей, то есть на хозяев клуба. Такая тактика
приводит к плачевным последствиям и для заведения, и для музыканта.
Клубу это грозит серьезным раздраем в администрации, а также возможными
организационными и финансовыми потерями. Музыканту это грозит попаданием
в "черный список", как "геморройщику", склочнику
и интригану. Так что в интересах обеих сторон следует соблюдать субординацию.
Важно уважительное отношение. Арт-директор если и откажет, то всегда
в корректной форме. Без обид и уязвленного самолюбия.
Арт-директор на переговорах должен проявлять определенные дипломатические
способности, не забывая о трех базовых постулатах: 1) Музыкантов нельзя
обижать; 2) Музыкантам надо, по возможности, платить; 3) Клуб не должен
"попасть" на деньги. Вот вам три источника и три составные
части "клубного марксизма".
Чем руководствуется арт-директор при составлении сетки?
Ясно, что абсолютное большинство музыкантов требуют поставить себя
несравненных непременно в пятницу. Но в пятницу и так хороший торговый
день, народ приходит в клуб после трудовой недели, посетителей и так
много. Поэтому арт-директор не может поставить в пятницу абы кого,
по пятницам может выступать либо бренд, либо крепкий коллектив, играющий
в строгом формате клуба. По субботам народ тоже приходит в клуб, но
уже меньше. Поэтому по субботам между клубами самая ожесточенная конкуренция.
И ситуацию могут спасти либо известный бренд, либо надежный коллектив
со своим фан-клубом, либо полузакрытое мероприятие для очень узкой
целевой аудитории (например, "вечеринка для парашютистов-зоофилов").
Музыканты - люди очень специфические, особенно действительно талантливые.
У каждого в голове свои сверчки. Вести с ними переговоры администрации
клуба порой довольно мучительно, поскольку "обидеть поэта очень
просто". Многие музыканты рассматривают арт-менеджеров как шакалов
и эксплуататоров. С другой стороны, хочется и выступать, чтобы и музыку
любимую поиграть, и денежку заработать.
При выстраивании взаимоотношений между администрацией клуба и рок-группой
порой могут возникать весьма неприятные коллизии. Допустим, позиция
администратора: "мы такой пафосный и крутой клуб, мы делаем вам
величайшее одолжение, пустив поиграть ваш сраный рок-н-ролл на нашей
белоснежной сцене". А музыканты, в свою очередь: "мы такая
крутая, такая известная команда, да мы ваш клуб облагодетельствуем,
сыграв нашу офигительную музыку на вашей сраной сцене с вашим сраным
звуком. Бабки платите!" Таких столкновений допускать ни в коем
случае нельзя. Это тупик и для клуба, и для музыкантов.
Лучше взглянуть на ситуацию с другой стороны, наполнив позитивным содержанием.
Позиция клуба: "Мы даем вам возможность выступать, совершенствоваться,
обкатывать программу, раскручиваться. Мы вас не кидаем и платим по
возможности".
Позиция музыкантов: "Мы получаем возможность поиграть на публике,
мы помогаем клубу заработать деньги, и зарабатываем сами, пусть не
сразу и немного, но постепенно, через полгода-год регулярных выступлений
выходим на стабильную гарантию".
Когда у клуба и у музыкантов появляется общность цели, то это хороший
фундамент для конструктивного и долговременного сотрудничества.
Замечу, кстати, что в среде музыкантов упорно ходят легенды о клубах,
в которых безбожно "кидают". На мой взгляд, это миф чистой
воды. Клубу нет никакого резона обманывать, ведь клуб зарабатывает
не от входа. Но конфликты на этой почве случаются. Бывает, въедливый
директор группы начинает считать гостей по головам, наезжает на менеджера,
типа, "а где еще два рубля с полтиною", и забывает при этом,
что его собственные музыканты привели в клуб человек двадцать "халявы".
В некоторых клубах, при недостаточном контроле, выручка со входа разворовывается.
Так, например, в "Швайне" одно время часть выручки по сговору
делилась между кассиром и охранниками. Воровство бьет по карману и
музыкантов, и клуб, я уж не говорю об испорченной репутации. Поэтому
так важно для обеих сторон - и музыкантов, и менеджеров клуба - проявлять
умеренность, благожелательность и взаимопонимание при решении финансовых
вопросов.
Менеджер нужен не только клубу, но и музыкальному
коллективу. Администратор группы обязан, во-первых, отслеживать концертные
сетки всех музыкальных клубов, чтобы отобрать клубы близкие по формату
и по ценовой политике. Когда панки требуют организовать им выступление
в блюзовом клубе, то это просто несерьезно. Администратор группы должен
взять на себя тяжелую работу по отлавливанию арт-директора клуба (заваленного
предложениями). Грамотный директор рок-группы приходит к арт-директору
клуба не с пустыми руками. Одной демо-записи отнюдь, отнюдь недостаточно,
тем более таких демозаписй на столе у арт-менеджера валяется всегда
около полусотни. Чтобы клуб начал работу с тем или иным коллективом,
необходим ряд условий:
Во-первых, соответствие музыки формату клуба. Хотя это не жесткое
требование, ибо, как сказал Вольтер, "все жанры хороши, кроме
скучного". Во-вторых, оригинальный репертуар.
Приведу пример. В Москве есть несколько десятков коллективов, исполняющих
на более или менее приличном уровне кавер-версии классики блюза и
рок-н-ролла. И ставить такую команду в пятницу или субботу в прайм-тайм
арт-директор никогда не будет, поскольку, допустим, в пяти клубах-конкурентах
выступает еще пять аналогичных групп с похожим репертуаром.
В-третьих, директор рок-группы должен предложить клубу ощутимое содействие
в рекламе мероприятия: расклейке афиш, распространению флаеров, анонсы
в Интернете и т.д. Здесь я хочу остановиться на одном весьма важном
и болезненном вопросе во взаимоотношениях клуба и музыкантов.
У музыкантов, особенно у малоизвестных и начинающих, широко распространено
одно заблуждение, а именно: если клуб нас приглашает выступать, то
администрация клуба обязана нагнать на наше выступление побольше народа.
Резко и ответственно заявляю: администрация клуба обязана только выполнить
свои финансовые обязательства перед музыкантами, то есть заплатить
оговоренную гарантию или вход. Если группа пришла на выступление -
а клуб пустой, то это проблема музыкантов, и нефиг обижаться на клуб.
Администрация делает необходимый минимум: вывешивает афиши в помещении
клуба, публикует сетку концертов в досуговых изданиях, в интернет-афишах,
на своем сайте. Но вкладывать какие-то ощутимые деньги в раскрутку
малоизвестной команды (например, осуществлять масштабную расклейку
афиш перед концертом или разместить рекламные модули в журналах) музыкальный
клуб никогда не будет. Раскрутка коллектива - это дело промоутера
или самих музыкантов.
Вот группа "Тинтал", например. Они сами печатают афиши
и расклеивают их (иногда, за свой счет, иногда совместно с клубом),
распространяют флаера, билеты на концерты. "Тинтал" активно
работает со своим фан-клубом (помню, как-то Федор Воскресенский перед
концертом играл в футбол с поклонниками группы). Поэтому на любых
концертных площадках, от Б2 до ЦДХ, у "Тинтала" присутствует
стабильная и многочисленная группа поддержки. Я уже не говорю о качественной
и оригинальной музыке. Поэтому "Тинтал" столь востребован,
поэтому из года в год гонорары коллектива растут. "Тинтал"
- хороший пример конструктивного сотрудничества музыкального коллектива
и клуба.
А вот грустный пример. В бытность мою арт-менеджером клуба "Швайн"
мы запланировали концерт Алексея Кортнева (не группы "Нечастный
Случай", а индивидуальный Лешин проект). Поскольку Кортнев музыкант
авторитетный, известный, клуб пошел на дополнительные затраты по рекламе
концерта и по Москве были расклеены афиши с анонсом концерта Алексея
Кортнева в клубе "Швайн". Когда до концерта оставалось дня
два-три, в клубе нарисовался некий персонаж, который в резкой форме
заявил, буквально, что "клуб НЕПРАВИЛЬНО провел рекламную кампанию
концерта, в афишах не упомянуто название коллектива, с которым выступает
Кортнев - "Музыкальные руководители" (или что-то типа того),
поэтому клуб ОБЯЗАН напечатать дополнительный тираж новых афиш и расклеить
их по-новому". За два дня до концерта!! Начнем с того, что на
переговорах директор кортневского проекта ни словом об этих "руководителях"
не упомянула (не говоря уже о том, что дата выступления по просьбе
той же дамы все время сдвигалась). С другой стороны, кто такой Алексей
Кортнев - мы все знаем, а кто такие "Музыкальные руководители"??!
И с какой такой стати клуб должен проводить рекламную кампанию малоизвестной
группы?? Кончилось тем, что "музыкальный руководитель" был
послан на хуй, а концерт известного и уважаемого музыканта Алексея
Кортнева был отменен.
Не знаю, с чьей стороны больше хамства, но чтобы
подобные ситуации не возникали, музыканты или их менеджер должны четко,
ясно и недвусмысленно оговаривать с арт-директором клуба все ньюансы
выступления: правильное написание названия группы, рекламную поддержку,
время выступления, сколько сетов и их продолжительность, стоимость
входных билетов и т.д.
Условия входа должны оговариваться очень четко. Если музыканты играют
за твердую гарантию, то бесплатные гости должны быть сведены к минимуму,
а у охраны за час до концерта должен быть список персон, утвержденных
арт-директором. В противном случае никакие претензии клуб не принимает.
Надеюсь, это очевидно.
В ситуации, когда музыканты играют за вход, они могут и сами назначать
цену за билеты, и проводить на свои концерты сколь угодно много халявных
друзей и подруг. Это их деньги и их риски. Я уже, кажется, отмечал,
что для некоторых коллективов гонорар, стоимость входа, цены в баре
и в меню не имеют никакого значения. Они играют для собственного удовольствия,
и часто приводят в клуб состоятельную тусовку.
Еще я хотел бы упомянуть вопрос еды и выпивки для музыкантов. Надо
с сожалением признать, что в этой среде довольно распространены халявные
настроения. Так вот, в нормальных клубах музыкантам могут предложить
только чай и минералку, иногда бутерброды. Требовать пива, водки,
мяса и салатов - это наглость, особенно, если музыканты работают за
гарантию. Помню, директор "Калинова Моста", получив ОЧЕНЬ
высокий гонорар, потребовал еще и покормить музыкантов полноценным
обедом за счет клуба - и был неприятно удивлен, когда ему вежливо,
но твердо отказали. Некоторым VIP музыкантам, скажем, на моей памяти,
Армену Григоряну или Виктору Зинчуку, администрация клуба может предложить
и ужин, и коньячку - но это уже после концерта и исключительно по
усмотрению управляющего.
Разумеется, недопустимо выходить на сцену в подпитии. На мой взгляд,
максимум, что может позволить исполнитель, это "артистические
сто грамм" перед концертом или кружку пива в течение всего выступления.
После концерта - пожалуйста, хоть весь гонорар пропей. Даже на пьяных
или обдолбанных рок-звезд администрация смотрит с крайним неодобрением,
а уж если молодой музыкант позволит себе выйти играть под кайфом,
то на его выступлениях в данном клубе можно будет поставить крест.
За мат на сцене администрация клуба может остановить концерт, и такие
случаи бывали.
В заключение хочу всем нам пожелать, чтобы во взаимоотношениях между
клубом и музыкантом было поменьше эмоций, и побольше здорового прагматизма,
смешанного с грустным цинизмом. Чтобы от всего этого выиграла, в конечном
итоге, музыка, исполняемая со сцены клуба.
Для музыкантов от администрации "Р-Клуб":
Предлагаем Вашему вниманию добрые, но обязательные для выполнения
всеми советы. Эти советы тем, кто когда-либо собирается выступить
на сцене и заставить кого-либо себя слушать. Эти советы являются несколько
обновленным вариантом правил сценической эстетики выступления и его
подготовки. Безусловно, желание выступать, радуя публику своими музыкальными
творениями, - дело благородное, однако не плохо было бы для начала
ознакомиться с нижеизложенным, дабы до выступления Вас не закидали
помидорами, а после … (в зале живые люди, а не подопытные).
Итак, Господа, прежде чем шагнуть навстречу успеху, то есть на сцену,
ПРОВЕРЬТЕ все СВОИ ИНСТРУМЕНТЫ (на гитарах желательно присутствие
струн: 4,5,6,12 и т.д., на синтезаторе, соответственно – клавиш, ударнику
не плохо
было бы иметь полноценные барабанные палочки, а не то, что под руку
попадется, и свое железо и рабочий барабан, что бы ни канючить у других
групп), ПРОВОДА и КАБЕЛЯ (все должно быть спаяно, как следует, а не
заклеено на скорую руку изолентой). Если по этим пунктам все О.К.,
то смело ступайте на сцену, не забыв перед этим прочитать следующее:
В любом, более-менее полноценном коллективе имеется солист - своеобразное
лицо группы, и от того, как выглядит это лицо, зависит многое. Лицо
группы не должно находиться в невменяемом состоянии (хотя бы на момент
выступления на сцене), материться и посылать всех направо и на лево
(это показывает в первую, очередь не уважение к себе, а во вторую,
ваше неуважение к собравшейся публике), и не орать в микрофон (Вас
и так вполне слышно). А что должно лицо группы? Так всего-навсего
прилично выглядеть (это касается всех музыкантов) и уметь петь.
Теперь ваша очередь, Господа барабанщики. Репетировать предпочтительнее
на базе. И уж что совсем не рекомендуется - так это барабанить лишний
раз со всей дури, дабы размяться. Все разминки - на базе.
Гитаристы! Вы, бесспорно, гордость и крутизна всего коллектива, а
потому должны вести себя если не прилично, то хотя бы с достоинством.
Настраивать инструмент, как ни банально это звучит, надо в гримерке,
а не на сцене, причем по тюнеру, примочки – на тихом звуке. А при
настройке (любого инструмента) звук следует извлекать с той же силой
и энергетикой, которую предполагаете вложить в свою игру на концерте.
Ну, а еже ли, Вам взбредет в голову потрясти слушателей мощью звучания,
так хоть отрегулируйте на примочке баланс между фузом и чистым звуком,
дабы потрясенных зрителей не вышибло из зала.
Ну а в заключение, хотелось бы сказать, Господа музыканты, всем нам
очень хотелось бы лицeзреть Вас на сцене в сценическом образе (а не
в тех самых треухах и валенках на босую ногу, в которых вы ходите
по улице), с исправными инструментами в добром уме и трезвой памяти.
Но крайне не желательно присутствие на сцене Ваших сумок и саквояжей,
а тем более всевозможных жидкостей, спасающих Вас в процессе выступления
от жажды, по крайней мере, присутствие их поблизости с Вами. Задеть
каким-нибудь проводом и разлить жидкость по розеткам, динамикам и
прочему в зале концертного действа - плевое дело. А что нам потом
делать с испорченной техникой? То-то же! Поэтому давайте уважать труд
друг друга: Вы - наш, мы - Ваш!